Блог студии "Видеоинструмент"

Премьера виртуального концерта ABBA - виртуальные персонажи из виртуальной студии

Виртуальный концерт ABBA с виртуальными персонажами
В специально построенном концертном зале Abba Arena в Лондоне, рассчитанном на 3 тысячи зрителей, группа АББА провела свой первый виртуальный концерт. Это первый концерт после завершения выпуска новых альбомов группы.

Яркий и зрелищный концерт длился 95 минут и состоял из самых популярных хитов группы АББА (ABBA).


Все участники группы пришли на премьеру и присутствовали в зале на своём собственном концерте, только за кулисами. Это был концерт действительно не имеющий аналогов!

После концерта участники группы ABBA вышли и поклонились зрителям концерта.

Создателям удалось воспроизвести реалистичные 3D персонажи музыкантов, все танцевальные движения, жесты рук и выражения лиц были удивительно похожими и очень реалистичными.
Выступление АББА сопровождала группа живых музыкантов из десяти человек, в том числе и три бэк-вокалиста. 
Группа исполнила в основном свою классику 1970-х и 1980-х годов.


«Кто мог поверить, что мы сможем вернуться в студию спустя 40 лет?», — спросила виртуальная Агнета перед тем, как спеть два недавних сингла группы — «Don’t Shut Me Down» и блестящую балладу «I Still Have Faith In You».

Как будущий виртуальный вояж видели создатели этого шоу еще год или два назад, можно посмотреть в их трейлере:
В 2011 году группа ABBA официально объявила, что возвращается к выпуску альбомов и представила две новые песни из нового альбома. Это будет первый альбом за последние 40 лет.

Виртуальные образы группы АББА
Виртуальные образы группы АББА
Также в 2011 году было объявлено, что для "живых" концертов версии музыкантов группы будут голографические. По другому сейчас это называется "цифровое турне" с живыми зрителями в зале, но музыканты на концертах будут в виде голограммы. Музыканты   будут выглядеть, как они выглядели в  конце 70-х, начале  80-х годов, то есть когда они были молодыми.

Участники группы
Участники группы "АББАА" перед началом виртуального концерта в Лондоне
Участники группы АББА поименно:
  1. Agnetha Faltskog,
  2. Bjorn Ulvaeus,
  3. Benny Andersson,
  4. Anni-Frid Lyngstad.


Как прошел виртуальный концерт?

Очевидно технология голографии еще сильно недоработана и организаторы шоу отказались от использования голографии в новом шоу. 
Весь концерт прошел, как проекция на гигантских LED-экранах.

Слева и справа от основного полукруглого экрана были два вертикальных экрана, на которых транслировались крупные планы музыкантов. Сама сцена - это чуть скругленный по периметру гигантский LED-экран, на котором музыканты показывались, как будто они стоят на сцене.
Слева от основного экрана на сцене были расположены живые музыканты, которые играли инструментальные партии АББА. Там же расположены и бэк-вокалисты.
Расположение экранов на виртуальном концерте группы АББА
Расположение экранов на виртуальном концерте группы АББА

Особенности виртуального концерта

Сильный эффект присутствия группы "АББА" в зале достигается за счет того, что есть полная синхронизация концертного освещения на сцене и концертного освещения в зале, где присутствуют живые зрители.
Синхронизация света на LED экране и в зале
Синхронизация света на LED экране и в зале
Именно синхронизация света, когда прожектор начинает светить на саму группу и  затем поворачивается в зал, а в зале на зрителя уже светит реальный прожектор, который расположен в концертном зале и двигается одновременно и синхронно с прожектором на видео.

Видео снятое из зала зрителей побывшим на концерте



Такого эффекта можно достичь, если вместе с музыкальным треком прописать партитуру света и зашить это всё в протокол DMX, который будут играться синхронно с видео.



Главная проблема такого решения в том, что на каждой концертной площадке должен быть точно такой же свет. То есть сторонняя концертная площадка должна точно соответствовать той площадке, на которой изначально создавался концерт группы, что очень сложно и делает виртуальное турне группы достаточно дорогим.

Премьера нового концентра группы прошла в специально построенном здании, в котором всё заточено под задачи виртуального концерта. Как перенести это на другую площадку? Вот тут будет много очень сложных нюансов!


Как был создан виртуальный концерт?


Захват движения музыкантов АББА
Захват движения музыкантов АББА

Как это сделано по шагам:
  1. Были созданы 3D образы (модели) каждого из музыкантов. За основу образа каждого из музыкантов были взяты специальные круговые фотографии. Так же были проанализированы тысячи записей группы, чтобы виртуальный образ соответствовал внешнему виду музыкантов группы АББА в период их самого большого расцвета, когда они все были в молодом возрасте. 
  2. Произведен захват движений каждого из музыкантов во время исполнения каждой из песен. Все четыре участника группы были одеты в облегающие комбинезоны, покрытые датчиками, которые помогали фиксировать каждое их движение. Им также выдали шлемы с камерами и микрофонами, специальную обувь и датчики, размещенные на лицах для создания цифровых «аватаров». Бьорна и Бенни даже заставили сбрить бороды, чтобы датчики могли правильно анализировать движения их лица. Затем звезды провели пять недель перед 160 камерами. Каждая из 20 песен с концерта была исполнена «в совершенстве», что позволило отследить и записать манеру поведения, выражение лица и движения каждого из музыкантов группы.
  3. По последующему анализу тысяч записей выступлений была сделана коррекция движений музыкантов во время их выступления на концертах. Такую работу делает специально обученный человек - Character Artist (персонажная анимация). 3D-записи захвата движения артистов были переданы почти 1000 Character Artist по всему миру, которые использовали архивные кадры, чтобы отмотать годы назад и создать иллюзию того, что группа в расцвете сил времён 1970-х годов перенеслась в 2020-е.
  4. Была придумана и прописана режиссура, визуальные эффекты и трансформация виртуальной сцены. Всё делалось так, чтобы получился не очередной видеоклип, а именно яркое концертное выступление группы.
  5. Прописана партия художника по свету, которая будет работать в концертном зале синхронно с видео записью музыкантов.
  6. Сделан рендер сцен концерта с синхронным треком DMX для управления внешним освещением концертного зала в полном синхроне с внешним концертным светом. Такая запись воспроизводится во время концерта с очень мощного компьютера сразу в многоканальном режиме. Так как это видео с разрешением до 8K воспроизводится на гигантском экране, то для таких целей должен использоваться  особый супер-компьютер. На создание впечатляющих «Аббатаров» (аватаров артистов АББА) ушло около миллиарда вычислительных часов.


По информации из разных источников, на создании этого шоу ушло пять лет и около 15 миллионов фунтов стерлингов.

Виртуальные концерты в России


Ранее, виртуальный концерт был сделан в России для звезды 90-х Виктора Цоя.

Но в отличии от АББА, не создавался виртуальный аватар музыканта, а были подняты записи голоса Виктора Цоя и они транслировались вместе с игрой музыкантов группы "Кино", а на экране показывались образы Виктора Цоя.
Концерт группы
Концерт группы "Кино"

Можно ли было на концерте группы "Кино", сделать виртуальный персонаж Виктора Цоя, 
как это сделала "АББА"?
- Да можно, но задача усложнятся тем, что музыканта уже нет в живых, к сожалению. Но в принципе задача решаема, если будет такой запрос. Такую задачу можно реализовать за полгода.
Так считают специалисты студии "Видеоинструмент", которые специализируются на виртуальных студиях.

Еще вариант исполнения виртуального концерта, это запись живого музыканта в  виртуальной студии. Такую видео запись вместе с синхронным концертным светом можно возить по городам в качестве виртуального турне.
Такой враиант можно использовать если артист слишком занят или сразу три концерта в трёх разных городах, как делал продюсер "Ласковый май", понаделав двойников своей же группы. Но он брал живых двойников, что сложно, а вот виртуальных двойников копировать быстро и легко:).

На одной из трансляций студией "Видеоинструмент" было сымитировано выступление певца Эмина в концертном зале. Певец выступал в маленькой студии, а зрители трансляции  видели огромный концертный зал размером со стадион. То есть зрители видели, что певца окружает огромная аудитория в большом концертном в зале, множество камер  летающих на операторскими кранах. Таким образом было сымитировано грандиозное дорогое шоу, хотя на самом деле певца снимали всего две камеры в очень маленькой студии.

Еще один вариант использования виртуального пространства при проведении концерта, это резко раздвинуть сценическое пространство.
То есть не показывать на экранах на сцене абстрактную графику, а именно продлить визуально сцену и создать на ней невероятное шоу с меняющимися декорациями.
Зрителям будут казаться, что меняется сама сцена, она трансформируется, на сцене вырастают фантастические пейзажи и сама сцена переворачивается в пространстве.

Если подобные задачи есть у вас, то пишите нам в ватсап (в шапке сайта):).

Виртуальные студии VFX - визуальные эффекты