Блог студии "Видеоинструмент"

Метавселенные: суть metaverse и их применение в 2022 году



Метавселенные


Можно ли собрать на концерте музыканта 200 тысяч одновременно? А если посетителей концерта будет 500 тысяч!? А если миллион или больше!?
Можно! При условии что зрители придут на концерт виртуально, или в онлайн трансляции, или даже в метавселенной.

Трэвис Скотт. Виртуальный концерт в Fortnite.

Так, запись, прошедшего в 2020 году виртуального концерта американского рэпера Трэвиса Скотта в игровой вселенной Fortnite, выложенную на YouTube посмотрело почти 200 миллионов зрителей! Это результат который недостижим в других условиях. Видеозапись выступления стало самым популярном видео на YouTube канале Трэвиса. По сути, концерт Трэвиса Скотта в игровой метавселенной Fortnite стал самой яркой и самой крупной PR акцией музыканта.

Мета... что?


Спросите у 50 человек, что такое метавселенная и получите 50 разных ответов, - пишет газета Guardian.


Многие, даже не знают, что это такое, другие считают фантастикой.
Но при этом, metaverse ( meta universe - метавселенная) - стало основным словом в мире, звучащим в 2021 году. А рынок разработки metaverse эксперты оценивают в почти 50 млрд долларов, который, по прогнозам, к 2030 году достигнет 670 млрд.

Так что же такое метавселенные?


Постер к фильму "Первому игроку приготовиться"

Метавселенная — постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, при помощи VR технологий или без них.
Метавселенные в некоторой ограниченной форме уже присутствуют на таких платформах как VRchat и Decentraland, или в видеоиграх, таких как Secondlife.
По сути это сетевая компьютерная игра, цифровое пространство, которое имитирует реальность. В нем есть определенные сервисы, контент и даже продукты. Такой виртуальный мир существует параллельно с миром настоящим и вне зависимости, присутствуете вы в нем лично или нет. Этот виртуальный мир никуда не денется, он будет существовать и развиваться и без вас.


Этот мир почти как интернет, только в 3D. Вы находитесь внутри контента, а не просто просматриваете его на экране. Здесь есть всё, от виртуальных торговых центров с магазинами и кинотеатрами, до офисов и учебных заведений. Всё что придумает создатель компьютерной игры может появится в метавселенной, она ограничена только фантазией создателя игры и его финансовыми ресурсами.

Чтобы передвигаться по этому миру вам понадобится аватар - ваше цифровое воплощение (персонаж). С помощью аватара вы можете взаимодействовать с другими пользователями, точнее с их аватарами.
Своим аватаром лучше управлять через VR шлем. Таким образом достигается эффект полного погружения в происходящее. Если шлема нет, то управление можно осуществлять через мобильное приложение или клавиатуру компьютера.

При помощи VR технологий вы сможете посетить интересную лекцию, посидеть в кафе в компании друзей или даже провести совещание с коллегами, не покидая при этом своего реального местоположения.


Несмотря на то, что широкое распространение слово метавселенная получило после ребрендинга крупной американской компании осенью 2021 года, термин metaverse ввел писатель-фантаст Нил Стивенсон в киберпанк-романе «Лавина» 1992 года. Свой вымышленный мир автор называет «метавселенной», тогда этот термин был озвучен впервые. В научно-фантастическом романе герои 21 века живут в виртуальном мире, где в виде 3d-аватаров занимаются спекуляциями с недвижимостью на виртуальном рынке.



Какие метавселенные существуют?


Подобием метавселенных сейчас являются компьютерные игровые платформы вроде Roblox, Second life, Fortnite, Animal crossing: New horizons, «World of Warcraft» и др. В них игроки могут создавать свои собственные миры. Также существуют социальные метавселенные, где пользователи могут свободно общаться, проводить различные ивенты и даже бизнес конференции.

Постер к игре Fortnite

Расскажем подробнее о некоторых из них.

В процессе разработки сейчас находится стартап Sensorium Galaxy. В нем международная команда разработчиков создает платформу для развлекательного контента в формате VR.

Справка:
VR шлем, или шлем (очки) виртуальной реальности - это устройство, способное погрузить пользователя в мир виртуальной реальности. Данная технология создает визуальный и звуковой эффект присутствия в определенном пространстве. Внешне устройства VR представляют собой конструкцию, которая одевается на голову и надежно закрепляется. В каждом устройстве обязательно присутствуют видео дисплеи и акустическая гарнитура.
Кроме качественного дисплея, очки виртуальной реальности снабжаются аудио гарнитурой с 3d эффектом. Это позволяет полностью отвлечься от реального мира и погрузиться в фантастическую обстановку. Таким образом, шлем виртуальной реальности обманывает слух и зрение человека, полностью изолируя его от реальной обстановки. Благодаря многочисленным датчикам, обзор в виртуальном пространстве происходит благодаря, привычным, движениям головы. Можно в мельчайших деталях рассмотреть окружающую обстановку и заглянуть в любой уголок виртуального мира.

Sensorium Galaxy — это виртуальная метавселенная, в которой пользователи могут выражать себя и общаться друг с другом. Предполагается, что люди будут создавать «аватаров», управлять ими с помощью VR-очков и посещать «миры» с разными возможностями, которые входят во «вселенную».

Один из миров Sensorium Galaxy

Sensorium Galaxy будет состоять из 15 «миров». Каждый мир посвящен отдельной тематике.
Один из виртуальных миров на платформе - мир электронной музыки Prism, разработанный в сотрудничестве с создателями ведущих мировых ночных клубов. Звезды Prism - топовые электронные музыканты, такие как Армин ван Бурен, Дэвид Гетта, Карл Кокс, Эрик Приз, Нина Кравиц и другие.
Перед выступлением музыканты должны пройти сканирование в 3D-студии звукозаписи для создания фотореалистичных аватаров. Выражение лица, типичные модели движений и внешний вид диджеев также должны быть оцифрованы.

В метавселенной выступают цифровые аватары ди-джеев, которые автономно существуют в виртуальном мире и управляются с помощью искусственного интеллекта, основанного на уникальной комбинации алгоритмов обучения. Находясь за сценой, музыканты постоянно доступны для общения с фанатами через текстовые чаты и видеозвонки в мобильном приложении Sensorium Galaxy.
Личность музыкантов постоянно развивается по мере того, как они взаимодействуют с пользователями. Этот процесс разворачивается сам по себе, без вмешательства со стороны разработчиков.
На данный момент Sensorium Galaxy находится в бета-версии. Запуск планируется через несколько месяцев и будет доступен на мобильных и VR-устройствах. Пользователи уже могут общаться и танцевать с виртуальными существами на базе искусственного интеллекта, создавать личность идеального собеседника и исследовать новые миры.



Ещё одним примером метавселенной можно назвать Viverse от компании HTC.
Предполагается, что эта платформа обеспечит «будущее, в котором невозможное становится возможным». К примеру, с помощью устройства XR, похожего на солнцезащитные очки, вы можете перейти от тренировки в сеансе с мониторингом AR к рабочей встрече, затем купите за биткоины бутылку вина, сходите с другом на хип-хоп концерт или подарите бабушке произведение искусства NFT.

Необходимые технологии, на которых будет основан этот новый мир будущего, — это виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, 5G и блокчейн.


В июне 2022 года компания даже выпустила новый смартфон Desire 22 Pro. Который позиционируется как «идеальный компаньон» для VR-гарнитуры Vive Flow VR, созданный специально для метавселенной Viverse.
Главной особенностью новинки является программная предрасположенность к взаимодействию с метавселенной Viverse. Она выражается в наличии нескольких специальных приложений, доступных пользователю «из коробки»: Viverse (для подключения к системе), Vive Avatar (для создания аватара в виртуальной реальности) и Vive Wallet (для управления цифровыми валютами, поддерживаемыми Viverse).


Справка:
Под расширенной реальностью (XR или extended reality) понимается весь спектр разработок и прогрессивных явлений, охватывающий все реальные и виртуальные среды.

XR объединяет все реальности в одно цельное понятие: дополненную (AR), виртуальную (VR), смешанную (MR).
AR — расшифровывается как «Augmented reality” или «дополненная реальность». Суть AR заключается в том, что компьютер генерирует не новую реальность, а лишь добавляет виртуальные объекты на картинку реального мира.
В простейшем случае это реализовано так: камера с устройства (VR-очков, смартфона) снимает изображение «настоящей» реальности, а компьютер «на лету» обрабатывает это изображение и накладывает на картинку виртуальные объекты.

Игровая вселенная Roblox — это виртуальная платформа, которая появилась в 2006 году. В ней можно создавать собственные игры, посещать различные локации, общаться с другими пользователями и организовывать совместные активности.
Но Roblox это не просто многопользовательская игра в классическом её понимании. Это песочница (sandbox), в которой каждый может построить свою локацию и пригласить сюда гостей и даже заработать на этом.

Заработать можно на создании игр и атрибутов для аватаров - одежда, уникальные предметы и пр.

Игры для Roblox создают более 2 миллионов разработчиков по всему миру, в том числе и тинейджеры. Один из самых популярных типов игр в Roblox — это обби (obby). Название произошло от английского словосочетания obstacle course — «полоса препятствий».


постер к одной из игр в Roblox

Одна из самых привлекательных особенностей Roblox в том, что разработчикам не нужно беспокоиться о содержании серверов — они просто создают свою игру, к которой пользователи затем могут подключиться. А сами серверы им обслуживают авторы игры.

А ещё Roblox иногда сдаёт отдельные серверы для проведения мероприятий: концертов, пиар-акций и различных ивентов.

Чем метавселенные могут быть полезными для современных пользователей?


Для чего нужна метавселенная?

Если брать в глобальном масштабе, то, в первую очередь, это прибыль. С этой целью метавселенная стала новейшей макроцелью для многих мировых технологических гигантов.



Metaverse это отличная маркетинговая площадка, где можно популяризировать и продвигать совершенно любой продукт.

Так бренды не упускают возможностей продвигаться в новом пространстве. Дополнительную популярность приносит даже простое упоминание бренда в контексте метавселенной.
Среди способов продвижения наиболее распространены следующие:
  • Магазин в метавселенной
  • Наружная реклама
  • Выступление артистов
  • Influence marketing

Продолжение статьи о метавселенных, часть 2
Виртуальные студии VFX - визуальные эффекты